Театр им. Пушкина
Московский драматический театр, ведущий свою историю от Камерного театра Александра Таирова.
В 1914 году молодой режиссёр Александр Таиров искал для своего театра помещение. Алиса Коонен — ведущая актриса этого нового театра, которому дали название Камерный театр, и жена Таирова, так вспоминала об этом : «…Мое внимание ещё раньше привлекал здесь один особняк с красивой дверью из чёрного дерева. Дом казался пустынным и таинственным. По вечерам в окнах не было света. Таиров оглядел особняк и согласился, что в нём „что-то есть“». «Четыре зала, идущие анфиладой, не годятся, чтобы сделать театр… Ломать их грешно. Но есть возможность пристроить к ним небольшой зрительный зал и сцену. Само здание просто создано для театра!» — это слова Таирова. Эти знаменитые четыре зала можно увидеть и сейчас. В мае 1914 года начались строительные работы по проекту архитектора Н. Морозова : хозяева особняка братья Паршины дали согласие на необходимые переделки.
Театр открылся 12(25) декабря 1914 года драмой древнего индийского автора Калидасы «Сакунтала». История трагической любви Сакунталы, которую блестяще сыграла Алиса Коонен, имела большой успех. Но новая система складывалась не сразу. Подлинная победа была одержана на спектакле «Фамира Кифаред» по трагедии Иннокентия Анненского. Даже противники нового театра были вынуждены признать его победу. Круг почитателей Камерного расширился, у театра появился «свой зритель». Знаменитый спектакль Таирова «Федра» утвердила позиции театра в трагедии, а выпущенный осенью 1922 года спектакль «Жирофле-Жирофля» Шарля Лекокка стал подлинным триумфом буффонады. Алиса Коонен легко превратилась из Федры в Жирофле-Жирофля, а Николай Церетелли из Ипполита в Мараскина. И это было ещё одним свидетельством верности таировского метода воспитания синтетического актёра. Камерный театр стал одним из самых любимых в Москве. Свой собственный театральный язык был найден, была воспитана труппа, которой, по всеобщему признанию, не было равных в Европе. Постановка Таировым трех пьес Юджина О’Нила: «Косматая обезьяна», «Любовь под вязами» и «Негр» утвердила позиции Камерного театра, как театра современного, созвучного эпохе. Все три спектакля имели большой успех у публики, особенно потрясла сердца зрителей «Любовь под вязами». Продолжением этого направления в творчестве Таирова стали спектакли по пьесе Бертольда Брехта «Опера нищих» и пьесе Софи Тредуэлл «Машиналь». В 1940 году состоялась премьера спектакля «Мадам Бовари» Гюстава Флобера.
Но 20 августа 1946 года вышло постановление ЦК ВКП(б), практически запрещающее зарубежную драматургию и ориентирующее театры на советские «бесконфликтные» пьесы о борьбе хорошего с лучшим. Такой репертуар был противоестественен таировскому методу. И снова началась борьба, приведшая в 1949-м к закрытию театра за «эстетство и формализм». Предваряя решение комитета, он сам заявил об уходе из своего театра. Последним спектаклем Камерного стала «Адриенна Лекуврер», после которой его занавес навсегда закрылся.
С 1950 года Театр стал называться Московским драматическим театром им. А. С. Пушкина. В разное время театром руководили народные артисты СССР Василий Ванин, Борис Бабочкин, Иосиф Туманов, Борис Равенских, народный артист РСФСР Борис Толмазов и народный артист России Борис Морозов. Главным режиссёром театра в 1988—2000 годах был народный артист России Юрий Ерёмин. С 17 апреля 2001 года по 27 мая 2010 год художественным руководителем театра являлся ученик Олега Ефремова заслуженный артист России Роман Козак. 4 июня 2010 года после скоропостижной смерти Романа Козака художественным руководителем театра стал заслуженный артист России Евгений Писарев.